Главная » Система Марии Монтессори » Что увидела в детях Мария Монтессори?

Мария Монтессори (1870-1952гг) - итальянский педагог. Она известна во всем мире своей методикой развития умственно отсталых детей. Благодаря этой методике, умственно отсталые дети к школьному возрасту начинали обгонять так называемых нормальных детей, идущих в массовые школы. Такой эффект несказанно поразил автора методики. Нет, она не своей методикой восхитилась: ах, как она хороша и как хорошо я придумала! Ее поразило другое: "что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?"

В общем, не только тогда, но и сегодня, когда методика Марии Монтессори часто используется во всем мире, люди не перестают удивляться тому, НАСКОЛЬКО дети уродуются общественной практикой воспитания во всех странах, будто в мировой практике нашей цивилизации нарочно поставлена задача по деградации населения.

В этом есть существенная вина экономики, политики и сферы бизнеса: примитивным потребителям гораздо проще сбывать любые товары и внушать им любые потребительские стандарты. Тщательно и профессионально создаваемая реклама не оказывает воздействия только на психически устойчивых людей, процент которых реально много раз меньше, чем официально считается. А среди психически неустойчивых есть уже процент попадающих в психиатрические клиники, ставший жертвой воздействия рекламы. Особенно сильно она действует на пластичную психику детей…

Мария Монтессори отличалась своей наблюдательностью и пониманием реальной жизни мира маленьких детей. Поэтому ее педагогика кажется и философичной, и психологичной и технологичной. Стандартная педагогика страдает своей "узкоспециализированностью" и "конвейерностью": будто дети собираются на конвейере из стандартных деталей, которые к тому же, в отличие от автомобилестроения, плохо состыкованы во всех отношениях. Потому что педагоги работают с "невидимым" материалом и "тонкой материей" психики. Поэтому они в основном только ломают "природный материал" (человеческих детей) и делают из природного материала стандартных и фактически бесполых "мальвино" и "буратино", нанося при этом живым детям никогда не поправимые боль и раны.

А Мария Монтессори интересовалась всей жизнью настоящего и уникального ЧЕЛОВЕКА, от рождения до зрелости. При этом важное значение имеют малейшие нюансы поведения, настроения и психологического состояния детей. Мы не можем сказать, что методика Марии Монтессори очень совершенна, работы в этом направлении еще продолжать и продолжать. Ее методика не направлена на сохранение и воспроизведение в социально приемлемых формах от природы заданной информации. И полнота такого воспитания относительна. Поэтому мы не можем рекомендовать эту методику всем подряд. Но мы с твердой убежденностью можем сказать, что эта методика, по крайней мере, приносит детям сравнительно много раз меньше неприятностей и боли при социокультурной адаптации к взрослому миру и взрослым стандартам жизни, чем общепринятые массовые методики воспитания, в которых единицей измерения фактически становится не личность, а обезличенная группа.

Мария Монтессори призывала "сделать свободным развитие человека", чтобы в нем было больше индивидуальности. Отсюда и символом педагогики Монтессори стало обращение ребенка к учителю "помоги мне сделать это самому". А это, как вы понимаете, изначально предполагает в основе инициативу детей и исключает всякий императив, давление со стороны взрослого. В общем, речь идет о развитии самостоятельности. Поэтому Мария Монтессори писала: "если научной педагогике суждено родиться из изучения личности, то это изучение должно заключаться в наблюдении свободных детей". А в нашей массовой системе - средняя необразованная семья, стандартный детсад и стандартная школа - дети практически постоянно находятся под неусыпным полицейским прессингом и дрессировкой (извините, как еще называть грубое воздействие на детей). Так, стоит ли удивляться, что дети "не раскрываются", а только приспосабливаются к суровости и жестокостям взрослого мира. Вот они и получаются менее способными и развитыми, чем умственно отсталые дети, которыми занимались "ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ", в данном случае, согласно методике Монтессори!

Конечно, спорен перенос методики Монтессори на "здоровых" детей. Мы с этим согласны. Но при этом, в наших-то условиях (и европейских, и российских) хотелось бы спросить, в какой мере здоровее те дети, которые обычно считаются "здоровыми"? Нас в первую очередь и главным образом импонирует в этой методике начало ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, уважительного отношения к личности ребенка с малых лет.

Мы не будем описывать здесь методику Монтессори (найдите соответствующую литературу сами, если кого интересует, мы ею не занимаемся). Скажем только, что в целом, с точки зрения того, что хотелось бы в идеале, конечно, мало создать искусственную среду, даже если она очень похожа на природную. ПРИРОДУ НЕВОЗМОЖНО ПОДМЕНИТЬ! Но хорошо уже то, что ребенка никто не подгоняет и никого-ничего ему явно не навязывают. Нет и "дурной" соревновательности обычных школ: разве можно соревноваться в постижении жизненного опыта и мудрости, когда все люди разные и уникальны жизненные пути?!

Первая задача педагога, согласно данной методике, помочь ребенку организоваться и пойти своим уникальным путем познания. Он в этот процесс вмешивается только в исключительных случаях. Но для этого сам педагог должен быть особым образом воспитан и образован, что совершенно не выполняется в наших массовых школах. Более того, в них этим откровенно пренебрегают и эту проблему "педагогически" забалтывают. В обычной школе учитель администраторски требует послушания и выполнения утвержденных заданий.

Педагог, по Монтессори, практически и хорошо обязан владеть психотехнологиями установления оптимального контакта с ребенком (эмпатия, безусловное принятие, соответствие вербального и телесного языков чувствам, пример открытости познанию). Без этого он не может быть допущен на занятия к детям. Практика массовых школ показывает обратное: эмпатия если есть, то ситуативна и недолга, потому что у педагогов куча личных социальных и психологических проблем. Принятие детей чаще всего формально, то есть условно и относительно. На словах чаще всего говорится одно, а чуткие дети на телесном и чувственном уровне воспринимают совершенно другую информацию.

В общем, на самом деле дети в массовых школах чаще всего социально и психологически дезориентируются и приучаются через систему требований к послушанию, пассивности и безынициативности.

А еще вырабатывается психологическая податливость и безволие, внушаемость и управляемость. Инфантилизм и жестокость. Все это заказывали?

А потом удивляются, почему у нас каждое поколение вырастает хуже предыдущего!?



25.06.2018