Главная » Система Марии Монтессори » Часто задаваемые вопросы о системе Монтессори

Школы Монтессори.

Хотя и принято в отечественной педпрактике центры развития детей по системе Монтессори называть школами, все же у нас это группы, в которых занимаются дети от 3 до 6 лет. За границей, в США и Нидерландах, например, есть много школ Монтессори. Однако они в подавляющем большинстве рассчитаны на занятия с детьми возрастного диапазона 6-12 лет. Желаемая эффективность достигается, если заниматься с детьми по системе Монтессори, соблюдая принцип: чем раньше, тем лучше. Поэтому и существуют Монтессори-группы для обучения детей от 0 до 3 лет.

Монтессори-педагогика и религия.

Педагогика Монтессори относится абсолютно терпимо как ко всем религиям, так и к атеизму. Внутренние переживания ребенка по этому поводу рассматриваются в качестве его психологических особенностей, к которым с благоговением относятся проводники Монтессори обучения. В системе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания. Она зиждется на 3-х китах: естественная среда, специально созданная для ребенка с учетом всех его потребностей и интересов, индивидуальный подход педагога и свободная детская деятельность. В этой связи ребенок сам выбирает свой путь, включая духовное становление.

Монтессори-система и детские игры.

Сама автор методики не пыталась отрицать значимости игровой деятельности в детском саморазвитии, но она была противницей развлечения детей одними игрушками и ролевыми играми, особенно с подражанием и замещением, ввиду того, что любой ребенок может накопить вместе с положительным и негативный опыт, что не исключено при участии в подобных играх. Главное место в Монтессори обучении занимают игры-упражнения, разрабатываемые тщательным образом для погружения малыша в круг его интересов. Абсолютно приемлемы игры по правилам, в том числе подвижные игры, но без системы соревновательности и  сравнительного фактора между детьми.

«Нормализованный» ребенок при воспитании по Монтессори.

Это ребенок, который любит порядок и труд, творческую деятельность, процесс познания и нередко самостоятельное времяпровождение. Он спокоен и уверен в себе. Он не скучает, даже если один, что впоследствии делает его ведущим и увлекающим, а не ведомым и увлекаемым. Он адекватно воспринимает реальность и всегда готов к адаптации. Он способен принимать решения в зависимости от своего выбора, проявлять инициативу и добрую волю. Ему импонирует самодисциплина и послушание. У него всегда хорошее расположение духа, он радуется жизни и готов поделиться своими позитивными эмоциями с каждым человеком, кто с ним рядом или к нему обращается.

Время для Монтессори-нормализации при отклонении от нормы развития ребенка.

Неадекватное развитие ребенка является его реакцией на негативные обстоятельства, которые могут быть связаны, прежде всего, с семьёй. В Монтессори-группах дети бывают с различными отклонениями. С Монтессори обучением обязательно происходит нормализованное развитие ребенка. Но, если для одного может потребоваться несколько недель, то для другого – полгода и даже год.

Деструктивное и агрессивное поведение ребенка – сложнейшая проблема. В данной ситуации позитивная результативность достигается только при соблюдении следующих условий:

  • ребенок состоит в команде правильно подобранных разновозрастных детей, в которой уже сложилась атмосфера успешного взаимодействия и творчества;
  • родители всецело одобряют концепцию Монтессори обучения, помогают ребенку адаптироваться в группе с правильно установленными отношениями.

Роль педагога в системе Монтессори.

  В педагогике Монтессори, как уже было сказано выше о 3-х китах, важное из трех мест отводится воспитателю. Однако, несмотря на это, Монтессори учитель должен служить ребенку ненавязчивым помощником, выступать в роли заинтересованного, но незаметного наблюдателя, предоставляя лидерство своему подопечному. Запрещается подавлять и подгонять ребенка, который должен в спокойной обстановке заниматься своими любимыми делами. Можно в ситуации пассивности малыша предложить занятие, способное его заинтересовать. Сам ребенок руководит учителем, последний помогает первому стать крепкими ногами на путь покорения мира.

Безусловно, проводник идей Монтессори обязан быть профессиональным детским педагогом-психологом. Он должен  быть специалистом по математике, естественным наукам, родному языку, желательно со знанием 1-2 иностранных языков. Монтессори-учитель обязан любить детей и природу, уметь петь и танцевать, играть хотя бы на одном из музыкальных инструментов и обладать артистизмом, быть мастером изобретать и проводить увлекательные игры и занятия. Помимо высшего педобразования он должен иметь за плечами успешно пройденный Монтессори-курс.

Начальная школа после Монтессори-школы.

Дети, прошедшие Монтессори-обучение, поступают в любые именитые частные и государственные школы мира, учатся легко, свободно и успешно. Ведь у них уже сформировалась внутренняя мотивация труда и тяга к познаниям. Они дисциплинированные, внимательные, наблюдательные и самостоятельные. Дети после Монтессори обучения обладают широчайшим кругозором, умениями концентрироваться на заданиях любой сложности, аргументированно отстаивать свою позицию, мнение, видение вопроса, проблемы и т.д.

Правила поведения в Монтессори-группах.

Правила составляются учителем-воспитателем вместе с детьми. Потому в каждых группах они могут быть разными. Задача данной активности заключается в защите интересов каждого ребенка и всего коллектива. В качестве примера приводим следующие правила: «При желании вместе трудиться вначале обговорим это», «Хочешь, смотри, как трудятся другие, но не мешай», «После работы убираем за собой», «В тяжелой ситуации просят помочь и говорят: «Спасибо», и т.д. Правила выполняются всеми, включая взрослых, что способствует формированию у ребенка самодисциплины, чувства уважения прав и предпочтений другого человека.

Родители в Монтессори-обучении.

Данная система предусматривает одинаковые права и обязанности для детей и взрослых. Если семья готова к изменению своих взаимоотношений в соответствии с ее правилами, то ребенок быстро в ней осваивается и ощущает комфорт. Согласившись на занятия своего малыша в Монтессори-группе, родители должны помогать его полноценному саморазвитию, не мешая и не запрещая ему делать что-то в связи с линией воспитания. В случае противодействия, бывает, родители об этом и не подозревают, все усилия Монтессори-учителей оказываются тщетными, а ребенок чувствует дискомфорт.



25.06.2018